После того, как 1 ноября в России заработал новый ГОСТ 8.1012-2022 по поверке счетчиков воды, участились случаи мошенничества. Аферисты звонят и ходят по квартирам, заявляя, что поверки, которые сделаны до принятия ГОСТа теперь недействительны и счетчики воды нужно поверять заново. Объясняем, почему это не так и что изменилось на самом деле.

Для потребителей новый ГОСТ ничего не меняет, стандарт разработан для производителей водосчетчиков и метрологических служб. В техническом паспорте на каждый водосчетчик в описании типа указывается методика поверки. Будущие модели будут ссылаться на новый ГОСТ, который станет обязательным. Для уже выпущенных счетчиков воды ГОСТ носит рекомендательный характер, а диагностика должна проходить по указанной в техпаспорте методике. Пока новый ГОСТ не указан ни в одном описании типа, поэтому поверка будет проводится как раньше по методике МИ 1952-2015. Изменить ситуацию может приказ Росстандарта, однако до сих пор такого распоряжения нет.

В остальном процедура проводится по-старому, а ГОСТ 8.1012-2022 ничего не меняет.

Поверкой могут заниматься только аккредитованные компании. Без аттестата аккредитации служба не сможет выгрузить результаты в реестр Аршин, без этой выгрузки поверка бессмысленна, так как документы на бумаге утратили юридическую силу еще в 2020 году.

Надежнее всего проверить наличие аттестата на сайте Росаккредитации — poverka.fsa.gov.ru. Советуем искать по номеру ИНН, так как в названии могут быть дефисы, пробелы или сокращения. Надежные подрядчики не скрывают ИНН, а вот если реквизитов нет — это повод насторожиться.

Пример проверки:

Пример проверки аккредитации

Метрологическое оборудование должно быть сертифицировано. Компания должна пользоваться автоматизированными системами синхронизации с прибором учета, однако переносные поверочные установки, которые используются сейчас, соответствуют этим требованиям.

В остальном без изменений.

Хотя в сети встречаются комментарии, что сотрудники аккредитованных метрологических компаний не занимаются обзвоном клиентов, отзывы последних говорят, что это не так. Конкуренция на рынке метрологии растет с каждым годом (на момент написания статьи аккредитовано 272 фирмы), поэтому метрологи используют для продвижения любые доступные рекламные каналы, включая телефонные звонки и почтовую рассылку листовок.

А вот по квартирам мастера и правда не ходят.  

Подытожим. Главное, не забывать о двух простых правилах:

1. Обязательно проверяем аккредитацию.
2. Следим за окончанием межповерочного интервала.

Дату смотрите в ежемесячной квитанции за квартплату или техническом паспорте на счетчик воды.